• Главная
  • Статьи
  • Кузнечное дело в наши дни – архаизм или современное ремесло

Кузнечное дело в наши дни – архаизм или современное ремесло

Одно из ремесел, которое очень ценилось во все времена, всеми народами – это кузнечное дело. Без ковки не обходилось ни одно дело, будь то изготовление оружия или предметов быта.

Современная кузнечно-слесарная мастерская мало чем отличается от кузни древних мастеров.

Переступаем мысленно порог мастерской - святая-святых современного Вакулы. И мы сразу же взглядом натыкаемся на горн – кузнечную печь, с мехами, для нагнетания температуры. Рядом с горном мы видим емкость с водой, в одном углу, и ящик с углем в другом.

Подойдя ближе, мы с трепетом дотронемся пальцем к зеркально гладкой поверхности металлической болванки, возвышающейся на дубовом пьедестале – наковальне.

По периметру располагаются все необходимые приспособления и инструменты – электроточило, верстак с тисками, слесарный верстак, стеллаж для инструмента, обязательно наткнемся ногой на переносной металлический столик – все должно быть под рукой, но и не мешать.

Продолжая осматривать помещение, с удивлением видим сварочный аппарат – вот его-то у древнего кузнеца точно не было. Останавливаемся взглядом на инструменте – чего тут только нет, - разнообразные клещи, всевозможные молотки и молоты, зубила, подсечки и пробойники, чеканы и бородки и еще куча всяких инструментов, названия которых замысловаты, но емки – сразу понимаешь для чего они.

Ну и ни куда не денешься от слесарного инструмента – напильников, плоскогубцев, ножовок. Есть и измерительные инструменты – штангенциркуль, линейка, угольник - проблематично обойтись без них, и не только в кузнечном деле.

Трудно поверить, что все это разнообразие инструмента может понадобиться, но это так.

Представим, что попросили кузнеца продемонстрировать нам свое мастерство, как он справляется с твердым металлом, который в его руках становится гибким как пластилин.

Для начала он, порывшись под верстаком, достал обломок прямоугольного прутка, положив его на переносной столик, подошел к горну. Подкинув пару лопаток угля, заработал мехами – внутри печи заклокотала лава! Насыщенное кислородом пламя стало ярким и на него стало больно смотреть. Добившись, по одному ему известным признакам необходимой температуры, местный Гефест выбрал подходящие клещи и подхватил ими заготовку. Положив пруток в самое пекло горна стал ждать, пока заготовка не стала нужного цвета. Ловко выхватив клещами пруток из горнила, мастер поднес его к наковальне. В руках у него, как по волшебству, оказались два молотка – один маленький, другой побольше.

Начало работы ознаменовалось снопом искр и колокольным звоном металла о металл. Кузнец молотом придавал грубую форму заготовке, а молоточком доводил до кондиции. Пять минут работы и вот в руках у мастера примитивный костыль.

Помните в мультфильме про Простоквашино, пес Шарик лепил из теста пирог, а у него, то кость получится, то связка сосисок – примерно такие ассоциации возникают при взгляде на работу мастера кузнечного дела.

Однако современный кузнец должен не только клепать примитивные изделия. В наши дни избравший путь покорителя металла человек просто обязан быть художником. Ведь всевозможные ажурно переплетенные между собой и искусно скрученные прутья в той же ограде наверняка быстрей привлекут покупателя, чем безликие прямые линии.

Применение кузнечному делу можно найти практически везде, где есть место полету фантазии – начиная от ворот и оградок, ножей, декоративных элементов на фонарных столбах, заканчивая подсвечниками и подставками для мангалов.

Будущие Левши и Вакулы кузнечного дела – дерзайте!